Главная / Восточные танцы / Как создать сценический образ

Как создать сценический образ

Костюм для танца
Символы и аксессуары танца
Сценический макияж

Костюм для танца

Важную роль в обретении состояния в танце дает костюм, подчеркивающий индивидуальность танцовщицы. Изготовление костюма – процесс творческий. Как вы это сделаете – ваш секрет. Ваша подруга сделает иначе. Если вы попытаетесь воспользоваться ее методами, вряд ли что-то удастся, это будет уже не ваше. Используете возможность создать свой имидж, ищите свой стиль.

Первый взгляд зрителя касается танцовщицы еще до того, как он смог увидеть и оценить ее мастерство. И, тем не менее, это первое мгновенное впечатление, которое строится на гармонии фигуры танцовщицы и ее костюма, составляет значительную часть эффекта, который произведет танец. Грамотно созданный костюм не даст зрителю соскучится, даже во время очень длинного танца, поможет танцующей скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры, зрительно увеличит амплитуду движения частей тела. И, конечно же, поможет в сочетании с музыкой и движением создать мощный образ.

Рождение костюма это такой же замечательный творческий процесс, как и постановка танца, написание мелодии. Не старайтесь скопировать увиденный на ком-то костюм. Во-первых, он не всегда учитывает особенности вашей фигуры, во-вторых, при его пошиве и отделке вы (если вы шьете его самостоятельно) не получите удовольствия истинного творчества, и, в-третьих, чем больше вы вложите личного в костюм, тем больше он будет работать на вас.

В процессе рождения костюм может видоизменяться, но чтобы избежать лишних переделок и недовольства результатом, прежде чем приступить к пошиву, желательно сделать набросок, продумать структуру и отделку костюма, если нужно – подобрать подходящий орнамент, буквально выносить замысел и зафиксировать его на бумаге. На этой стадии, желательно определить какие основные и дополнительные элементы войдут в ваш костюм.

В современной танцевальной традиции основными элементами костюма являются лиф, пояс, юбка или реже шаровары. Дополнительные элементы – рукава, головные уборы, платки, разнообразнейшие украшения на шею, руки, уши, талию, лодыжки, парики. Понятно, что, комбинируя такое большое количество элементов, да еще и в цвете, можно создать костюмы, которые одну и ту же женщину, будут подавать совершенно по-разному.

Если вы решили базировать свой костюм на юбке, то определитесь сначала, хотите ли вы лепестковую юбку, состоящую из отдельных клиньев, или "рыбку", кроем напоминающую годе (узкую до колен, и резко расширяющуюся книзу).

Лепестковый вариант бесконечно разнообразен, так как можно варьировать количество лепестков (клиньев), количество слоев (юбок), наложенных друг на друга, длину и форму лепестков каждого слоя, и, разумеется, цвет слоев и отдельных лепестков. Соединяются лепестки друг с другом почти в самом верху, благодаря чему во время танца каждый из них живет самостоятельной жизнью. Самая простая форма лепестка – правильный прямоугольник. Самая простая лепестковая юбка – обернутый вокруг бедер прямоугольник, посаженый вверху на резинку (для простоты одевания и плотной посадки) (рис. 1). Длина разреза должна быть достаточно для свободного движения, но не вызывать у вас (и у зрителя) дискомфорта излишней откровенностью. В противном случае в памяти останется цвет увиденного белья, а не очаровательный образ.

Чем сложнее лепестковая юбка, тем красивее она выглядит в кружении и лучше подчеркивает работу бедер. Особенно эффектно выглядят в этом смысле юбки из шифоновых тканей. Правда, ткани понадобиться много, ее количество и стоимость лучше подсчитать заранее, чтобы финансов хватило и на остальные части костюма. И не забывайте, что к длине клина всегда надо прибавлять припуск на подшивку и резинку.

Эффект усилится и в том случае если вы отделаете края клиньев бисером, блестками, или вообще рассеете украшения по всему клину. Если же ваша фигура и выбранный образ подсказывают, что надо остановиться на "рыбке", то лучше всего использовать ткани которые немного тянутся, но хорошо возвращают свою форму. Простейшая "рыбка", которая будет хорошо сидеть, шьется из шести длинных, до щиколоток клиньев, которые сшиваются друг с другом от бедер до колен. В разрезы вшиваются дополнительные клинья, которые имеют форму четверти круга или полукруга. При крое учитывайте, что радиус круга должен соответствовать длине разреза, в который вы вошьете дополнительный клин (рис. 2).

Следующие элементы костюма – лиф и пояс, как правило, решаются в едином ключе, гармонируя с юбкой, но в то же время, отличаясь от нее либо цветом, либо насыщенным декором, либо и тем и другим. Основа выкройки пояса выглядит как немного искривленная полоса шириной 10-12 см. Длина полосы рассчитывается как сумма: объем ваших бедер плюс 5 см на запах (застежку, которая чаще делается сзади) плюс несколько сантиметров на усадку, которую пояс даст при расшивании и декорировании. Однако форма пояса может быть гораздо сложнее – это уже ваша фантазия, наложенная на базовую выкройку (рис. 3).

Чтобы не пропустить какой-нибудь важный момент, можно воспользоваться такой последовательностью:

  • выбираем форму пояса, выкраиваем;
  • выбираем узор, наносим рисунок, расшиваем;
  • пришиваем или нанизываем бахрому;
  • пришиваем подкладку, которая сделает пояс прочнее и скроет обратную сторону расшивки;
  • делаем застежку (крючки, кнопки).

Длина, цвет, материал из которого делается бахрома на поясе (соответственно, если нужно и на лифе) играют в композиции костюма не меньшую роль, чем все предыдущие моменты и время, затраченное на кропотливое нанизывание, с лихвой окупится впечатлением от игры бусин вокруг вашего тела.

Верх костюма – лиф – может быть достаточно закрытым (тогда вам придется обратиться к несложным выкройкам из журналов) или открытым, и в этом случае, как основой можно воспользоваться обычным недорогим бюстгальтером, который сверху покрывается той же тканью, из которой сделан пояс и расшивается. Но и тут следует помнить, что при расшивке ткань стянется и, поэтому, бюстгальтер надо брать на размер больше и в чашечках, и в объеме.

Разработка дополнительных элементов пусть полностью будет вашим творчеством. А напоследок несколько слов о коррекции фигуры с помощью костюма.

Если вы хотите увеличить бедра или грудь – можно воспользоваться дополнительным слоем из тонкого поролона; удлинить ноги – сделать форму пояса уголком, не опускать его низко от талии, не делать широким, использовать высокие каблуки. Если вы считаете, что у вас длинные руки – не делайте длинных рукавов, шейте широкие браслеты на верхние част рук. Хотите скрыть полноту – не девайте слишком уж пышных, светлых юбок и используйте для декора длинные нити бус и бисера.

При создании костюма необходимо помнить общие правила:

  1. На сцене при ярком освещении более выразительно контрастное сочетание цветов, которое может показаться крикливым в обычной жизни. Используется яркий летящий материал; лиф и пояс украшают аппликациями, обшивают бисером. Нити бисера подчеркивают амплитудную работу бедрами и грудью.
  2. Идеальная гармония в природе встречается редко. Важно суметь преподнести себя. Грудь пышнее выглядит, если лиф богато расшить бисером. Узкие бедра можно зрительно расширить пышными сборками на юбке и поясе.
  3. Пропорции тела можно изменить:
    • встав на каблуки (зрительно удлиняются ноги);
    • высокий рост обыгрывается костюмом со свободно струящимися шароварами и коротким топом.
  4. Аксессуары на руках и голове гармонично вписываются в общий колорит костюма, привнося ему особую пикантность.

Обычный рабочий костюм: длинная юбка, короткая кофта, открывающая живот, и набедренная косынка с бахромой (по которой легко отследить траекторию движения), изящно подчеркивающая изгиб ваших бедер.

Материализовать восточную сказку собственными руками не только возможно, но и приятно. Пройдя через создание костюма, вы сможете глубже войти в мир арабского танца и показать его другим.


Символы и аксессуары танца

Шаровары – умение владеть своим телом и мышцами. Сохраняет и гармонизирует энергию в теле, придает замкнутость форм.

Барабанчик – олицетворяет чувство ритма, умение слышать, различать и танцевать разные ритмы.

Кувшинчик – умение передавать через движение определенный смысл, наполнять танец определенным смыслом. Узкое горлышко кувшинчика напоминает о постепенности (своевременности).

Платок (покрывало) – олицетворяет чувство пространства в танце, легкость движений, равновесие при поворотах.

Цветок – олицетворяет чувство собственной единственности и неповторимости, индивидуальности и красоты. У каждой танцующей он свой.

Посох (тросточка) – символ власти, умения учить других людей.

Браслеты – олицетворяет звук в танце, стихию Эфир.

Цимбалки, кастаньеты – умение управлять ритмом через сердце.

Пояс (платок) на бедрах – позволяет сконцентрировать личную силу, но открыто ее не показывать.

Украшения на голове – камень, лента, повязка, диадема, цветок – показывают идею танца.

Украшения на шее – бусы, мониста, колье – хранят творчество.

Украшения на груди – хранят сердечность.

Длинные волосы, нити бисера, монеты – укрепляют связь с Землей.

Цвет ткани – подчеркивает стихию, преобладающую в танце: красный, оранжевый – огонь; зеленый – дерево, рост; синий, фиолетовый – воздух, эфир.

Структура ткани – подчеркивает стихию, ее силу: льющийся шелк – Вода; прозрачные ткани – Воздух, Эфир.

Во многом движения belly dance напоминают движения змеи. Змея является древнейшим символом жизненной силы, энергии и возрождения. Ее жизненная сила проявляется в том, что змея теряет свою кожу, которая затем опять вырастает.

Круговые движения – закручивают вихри.

Восьмерки – замыкают жизненные энергии в бесконечность.

Круг (кругооборот) – открывает для человека понятие цикличности природы, т. е. естественности чередования состояний: рождения и роста, расцвета и созревания, упадка и замирания. Таким образом, через оформление этого элемента происходит вхождение идеи цикличности на другие уровни сознания (в сферу чувств и эмоций, мыслей и интеллекта).

Физическое тело – это исток всех дальнейших преобразований (женщина в большей степени владеет восходящим потоком, поэтому обучение естественно начинать с физического тела).


Сценический макияж

Секреты косметики и макияжа были открыты еще в древности. Древние египтянки, например, подводя глаза, рисовали длинные стрелы, до самых висков. И краской им служил растертый малахит, а иногда и сверкающий порошок из растертых бриллиантов. Сейчас косметика усовершенствована и растертый малахит не потребуется.

Сценический макияж отличается от повседневного яркостью, помогающей максимально выделить черты лица. Исполнительницы восточных танцев особое внимание уделяют макияжу глаз. Если требуется корректировка лица, накладывают сложный грим: темными тонами – маскируют; светлыми – подчеркивают.

Необходимо также считаться и с особенностями кожи лица – нормальная, жирная или сухая, за каждым типом кожи должен быть свой уход и тщательный подбор кремов. Если кожа предрасположена к аллергии, следует также тщательно подбирать косметику. Лучше всего использовать качественную косметику известных фирм.

Как наносить макияж:

  1. Прежде чем наносить макияж, необходимо вымыть лицо с мылом, чтобы лицо было чистым, и устранить лишний жир. При сухой коже мылом умываться не желательно.
  2. Нанести на кожу слой увлажняющего крема, чтобы грим не высушивал кожу и хорошо ложился. Чтобы устранить темные круги под глазами, мешки, отечность век, морщины – можно использовать специальный гель или крем для контура глаз.
  3. Нанести тональный крем. Цвет тонального крема (и пудры) должен быть всегда чуть темнее собственного цвета кожи, но и не сильно отличаться. При необходимости перед нанесением тонального крема можно использовать корректирующий карандаш (при темных кругах под глазами и т.д.).
  4. Нанести пудру.
  5. Нанести румяна. Подбирая румяна необходимо следить за тем, чтобы их тон гармонировал стоном остальной косметики. Лучше всего использовать румяна разных тонов, компактные или шариковые. Наносить румяна для каждого типа лица необходимо по-разному (смотри специальную литературу).
  6. Оформить брови карандашом.
  7. Черным карандашом нарисовать стрелки, увести их в конце глаз вверх (а).
  8. Темными тенями придать глазу форму крыла бабочки (банана) по подбровной косточке – это контур, он красится только матовыми тенями, для того, чтобы при ярком освещении глаз не расплылся (б).
  9. Над этой линией, чтобы отделить бровь от глаза провести линию белыми матовыми тенями (в).
  10. В середине "крылышко" тонируем светлыми, перламутровыми тенями (г).
  11. Навести стрелку подводкой для глаз. Стрелка при открытом глазе должна представлять собой одну непрерывную линию (д).
  12. Красим ресницы. Лучше водостойкой тушью, если помещение жаркое чтобы она не потекла.
  13. Красим губы:
    • Сначала контурным карандашом;
    • Первый слой помады промокнуть салфеткой, чтобы обезжирить, а затем помаду нанести снова.